В начале III века до нашей эры в египетской Александрии, на берегу Средиземного моря, была построена библиотека, ставшая одним из первых и самых крупных книгохранилищ древности. К сожалению, здание было уничтожено, бесценная коллекция книг стала легендой.

И вот в конце XX века появилась идея построить в Александрии достойную наследницу великой библиотеки. Авторы архитектурного проекта понимали, что берутся за грандиозную задачу и должны создать что-то поистине удивительное. И после тринадцати лет проектировочных и строительных работ, в начале XXI века, открыла свои двери Александрийская библиотека — одна из самых известных мировых библиотек.

Рождение идеи

Воссоздать великую библиотеку древности первым предложил президент Александрийского университета доктор Мохамед Лофти Довидар ещё в 1974 году. Египетское министерство образования поддержало эту идею, и в 1989 году Международный Союз Архитекторов (UIA) в сотрудничестве с Правительством Египта и ЮНЕСКО объявил открытый конкурс на лучший архитектурный проект будущей библиотеки. В нём приняли участие 524 соискателя из 52 стран. Первое место досталось норвежскому архитектурному бюро Snohetta, чья команда состояла на тот момент из пяти архитекторов из Австрии, Норвегии и США.

В 1991 году для успешной реализации проекта был организован консорциум между бюро Snohetta и египетской инженерной компанией Hamza Associates, и началась долгая подготовительная работа, которая велась в Осло, Каире и, конечно, на месте будущего строительства — в Александрии.

Александрийская библиотекаАлександрийская библиотека, хотя и существовала в реальности, окружена многими легендами и мифами и, поэтому, было очень непросто нащупать отправную точку для создании нового проекта. Об архитектуре древней библиотеки до нашего времени не дошло никаких сведений, поэтому опереться на какие-либо реалии было нельзя. По этим причинам архитектурное решение нового здания не могло иметь исторический или футуристический характер. Ему следовало быть вневременным.

Чтобы добиться этого эффекта, архитекторы сосредоточили поиски в области абстрактных понятий: открытость и устойчивость, рождение и движение и, конечно, жизнь, смерть и время.

Исследовались свидетельства о том, какие книги хранились в древней библиотеке. Оказалось, что в собрании преобладали труды по математике и геометрии и астрономии. Новое здание должно было воплощать глубинные представления о коллективном научном наследии человечества, восходящем к древности.

Кроме этого, в проекте новой Александрийской библиотеки нужно было постараться избежать ассоциаций со стилем какого-то конкретного архитектора — здание замышлялось как плод коллективного труда людей разных национальностей, культур и предпочтений.

Место

Место для строительства было выбрано на берегу восточного Александрийского залива — именно там, согласно преданию, стояла древняя библиотека. Новое здание расположилось в непосредственном соседстве с факультетом коммерции и искусств университета Александрии.

Перед началом строительных работ, в 1994 году, на этом месте были проведены археологические раскопки до глубины примерно 6 метров. Никаких свидетельств существования древней библиотеки обнаружено не было, однако были найдены два ценных фрагмента греко-римской напольной мозаики — позже их поместили в музей, расположенный на территории библиотеки.

Архитектурная концепция

Прочность

Древняя Александрийская библиотека имеет богатую полумифологическую историю, связанную с её исчезновением: по разным данным, она была уничтожена в результате пожара, землетрясения, наводнения, износа конструкций и т. д. Чтобы новое здание не вызывало таких печальных ассоциаций, оно должно было иметь повышенный запас прочности.

Инженерные решения, положенные в основу строительства, позволяют новой библиотеке выдержать любое воздействие окружающей среды. Конструкция фундамента не имеет аналогов в мире — разработчики уверены, что она выдержит и колебания земной коры, и неизбежный контакт с водами Средиземного моря, на берегу которого стоит Александрия. Уникальна и система, поддерживающая наклонную крышу, у которой нет ни одного деформационного шва по всей площади, составляющей около 16000 м².

Форма

Центральное место в архитектурной концепции отведено форме здания — кругу. К такому выбору авторов проекта подталкивало множество аспектов. Круглая форма стала архитектурным выражением идеи неподвластности времени, а также значения исчезнувшей библиотеки как главного резервуара для хранения знаний всего античного мира. Круг также рифмуется с очертаниями древнего Александрийского залива, объединяя здание с окружающим ландшафтом в прошлом и настоящем.

Кроме этого, существует множество общеизвестных культурных и религиозных отсылок к форме круга, актуальных как для античности, так и для нашего времени. Здесь прослеживается параллель и с египетским богом солнца Ра с его огромным золотым диском, и с множеством древних календарей разных народов. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности, движение, повторение. Он отсылает к цикличности всего происходящего в мире, в том числе и к природе человеческого знания. Выбрав такую форму, архитекторы стремились остановить мгновение, заставить его застыть в камне «Александрины».

Далее было решено наклонить здание на северо-запад, в сторону залива. Благодаря этому было достигнуто сразу несколько целей. Во-первых, сделав крышу лицевым фасадом библиотеки, обращенным к Средиземному морю, удалось обеспечить оптимальные условия естественного освещения главного читального зала. Во-вторых, наклон позволил сделать общую геометрию строения более экспрессивной, разбил статичность образа, придав ему динамику.

Здание как бы является частью более крупной геометрической фигуры — тора. Это один из классических греческих архитектурных обломов — различных по своему поперечному сечению протяженных элементов. Здание словно застыло в своём вращении вокруг воображаемой оси, расположенной глубоко под землей, а на поверхности остался лишь фрагмент, соответствующий примерно одной трети общего диаметра диска.

Там, где невидимая часть этого диска уходит в землю, он погружается в прошлое — здесь используется параллель с археологией. Сегмент, соприкасающийся в своём застывшем вращении с землёй, относится к настоящему. И наконец, устремленная ввысь дуга уходит в будущее — в мир, которому ещё только предстоит возникнуть. Самая высокая точка здания находится на высоте 32 метра, самая низкая — на глубине 12 метров.

Освещение

Крыша библиотеки — её пятый и главный фасад. Сквозь стеклянные панели снаружи полностью просматривается интерьер читального зала. Крыша опрокинута к Средиземному морю наподобие солнечных часов, угол наклона 16,08°, диаметр 160 метров. Она представляет собой металлическую конструкцию, напоминающую соты, в которой организованы многочисленные фонари для доступа дневного света. На стекло нанесено дополнительное покрытие, препятствующее ультрафиолетовому излучению, губительному для книг. В стеклопакеты каждого фонаря закачан специальный газ, обеспечивающий теплоизоляцию.

Крыша наклонена в сторону северо-запада, но каждый световой модуль немного повёрнут относительно плоскости конструкции и смотрит строго на север. В результате в течение всего года в помещение не проникают прямые солнечные лучи. Это очень важный фактор обеспечения сохранности книг. Для того чтобы удостовериться в этом, были проведены точные компьютерные расчёты с учётом траектории движения солнца в этих широтах. Они показали, что во время летнего солнцестояния некоторое количество прямых лучей всё же проникает п здание, и тогда световые модули были дополнены небольшими защитными козырьками, а также голубыми и зелёными фильтрами.

Свет, проходя сквозь эти фильтры, создает голубые и зелёные блики, которые движутся по полу, столам, стеллажам и стенам. Это напоминает о течении времени, о котором читатель может легко забыть, потеряв связь со средой вне здания. Капители колонн, обработанные специальным покрытием, служат дополнительными рассеивателями непрямого солнечного света, попадающего в помещение.

Каменная стена

Важнейший архитектурный элемент здания — каменная стена площадью более 6000 м², построенная из отдельных кусков серого асуанского гранита. На стене вручную вырезано более 4000 букв и знаков, представляющих большинство языков и письменных систем мира — мёртвых и современных, а также различные символы и пиктограммы — например, из нотной грамоты или азбуки Брайля. Таким образом, на стене удалось отразить более 10000 лет истории человеческого знания.

Александрийская библиотека

При создании стены архитекторы вдохновлялись, среди прочего, древними геологическими формациями, найденными на берегах Нила. Геологические ассоциации иллюстрируют энергию диска крыши, поднимающегося из земли в своём вечном вращении.

Знаки на стене расположены хаотично и не несут какого-то определённого сообщения. Эта скульптура посвящена самому маленькому и одновременно самому важному элементу, на котором основана любая библиотека, — букве.

Отдельные камни с резьбой имеют толщину около 20 см, ширину 1 м и высоту от 1 до 2 м. Резьба была нанесена на них в мастерской, а затем камни были закреплены в ячейках металлического каркаса.

Читальный зал

Читальный зал Александрийской библиотеки — ещё один элемент проекта, не имеющий аналогов в мире. Это открытое пространство площадью 20000 м² может вместить одновременно 2000 читателей. Зал занимает более половины всего объёма здания. Он имеет форму амфитеатра и состоит из семи основных и семи дополнительных балконов-уровней, поднимающихся каскадом под самую крышу.

Читальный зал Александрийской библиотеки
Читальный зал Александрийской библиотеки

Такая структура позволяет значительно сократить время поиска книг. Стеллажи установлены на каждом дополнительном уровне, расположенном прямо над основным, где находятся читательские места. Уровни соединяются между собой лифтами и лестницами. Такое решение делает ненужной сложную и дорогую систему транспортировки книг, применяемую в большинстве крупных библиотек мира.

Кроме этого, все читательские места равномерно освещены естественным светом, проникающим сквозь крышу, а читатели могут насладиться захватывающим видом на открытое пространство амфитеатра и на залив.

На стеллажах в читальном зале находится около полумиллиона книг — считается, что приблизительно столько трудов насчитывала древняя библиотека Александрии. Ещё примерно 7,5 млн книг хранится в закрытых фондах — получить их можно по предварительному заказу.

По периметру читальный зал облицован большими перфорированными бетонными блоками, обшитыми звукопоглощающим материалом. Полы в зале выложены дубовой доской.

Рабочие места организованы таким образом, чтобы каждый читатель ощущал себя частью большой общности людей, не теряя при этом чувства уединённости.

Мебель

Мебель для общественных зон работает на общий эффект вместе с архитектурным решением. Контраст мягких, текучих форм и строгих прямых линий создает ощущение равновесия — так же, как и сочетание закруглённой стены и резких очертаний уровней-балконов в читальном зале.

Вся мебель библиотеки была изготовлена на заказ норвежскими фабриками. Закруглённые спинки читательских кресел повторяют линии спины и очень удобны для долгой работы за столом. Книжные стеллажи и информационные стойки, напротив, имеют строгие формы и прямые линии.

Планетарий, Музей науки и пешеходный мостик

Рядом с библиотекой находятся здания Планетария и Музея науки. Они открыты для публики даже тогда, когда в библиотеку нет доступа. Добраться до них можно из университетского городка по пешеходному мостику, который пронизывает саму библиотеку, проходит над Планетарием и устремляется к заливу. Мост был задуман как стрела, пронзающая диск «Александрины». Источником вдохновения для его создания также стала форма кометы.

Здание Планетария представляет собой сферу диаметром 18 метров, подвешенную над небольшим садиком на высоте чуть больше человеческого роста. На поверхности сферы выделяются чёрные цементные полосы, напоминающие разметку долготы на глобусе. Сама сфера должна представлять Землю, наблюдаемую из космоса. Стоя под сферой, можно вытянуть вверх руки и представить, что держишь земной шар на плечах.

Ландшафт

Один из самых впечатляющих элементов окружающего искусственного ландшафта — огромный бассейн вокруг библиотеки, в котором растут живые водоросли. Здание отражается в воде бассейна, что усиливает ощущение того, что над землёй находится только часть строения, а основной объём расположен ниже.

Большая площадь, выложенная булыжником, соединяет территорию библиотеки с соседними зданиями. На той части площади, которая примыкает к заливу, высажена небольшая рощица из 12 оливковых деревьев. В их тени можно отдохнуть в жаркий день. Площадь находится чуть выше окружающих улиц и дорог, поэтому на ней всегда тише и спокойнее. Под площадью расположена автомобильная парковка на 200 машин. Площадь не огорожена, и любой житель или гость города имеет сюда свободный доступ.

Ландшафтный дизайн был выполнен в сотрудничестве с местными экспертами по орошению.

Пролистать наверх